Китай, Корея, Окинава и Япония - все использовали прекрасную китайскую
писменную систему - пиктограммы и идеограммы. В Японии эта система называется
"кандзи", она является корневой системой писменности во всей
Восточной Азии. Восточная каллиграфия настолько артистична, что Римский алфавит
даже не мог начать приближаться к этим узорам. Красивые, артистичные и мистические
кандзи могли впечатлить кого угодно, но это только верхушка айсберга.
Существует около 25000 видов кандзи, и изучение их всех для запоминания и
упражнений в написании потребует очень долгой жизни. Конечно это время
затрачивалось, и было серьезным трудом для ограниченной касты людей.
Азиатские языки имеют огромные заимствования, что
также ограничивало его носителей в желании быть способными читать и писать
грамотно, уровень грамотности всегда был очень низким в Азии. Крестьяне 17 века
не имели возможности каждое утро посылать своих детей в школу. Поэтому устная
традиция и фольклерные танцы оказались лучшим путём передачи информации.
Потомки римской империи концентрировали свое
внимание на продуктивности и научности языка и их поиски были более успешны.
Римский алфавит занимает в изучении всего несколько месяцев, и многие могут
читать без того чтобы ходить в школу. Благодаря практичности наших предков мы
сохранили больше времени, чем азиаты, изучая все виды прекрасного с помощью простой
письменности. Возможно это причина того, что Запад не имеет ничего похожего на
фольклерные танцы, найденные в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.
Весьма возможно, что основание народных танцев
азиатскими аборигенами дало импульс развивать ката. В пользу этого говорит тот
факт, что некоторые ката были Окинавскими народными танцами, которые были
преобразованы в ката каратэ. Некоторые из них даже успели потерять практическую
технику, а имеющиеся сомнения в применимости также наводят на мысль о связи с
народными танцами.
Я не думаю, что сегодня нужно объяснять все
непрактичные движения, которые было бы трудно применить, но эта связь может
объяснять некоторые из них. На пример Чинтэ, если внимательно посмотреть это
просто народный танец. Или Ганкаку, возможно это слишком глупо, чтобы быть
реальностью, однако, многие дыхательные ката основанные на принципах
Единоборства напоминают танец. Концепция исполнения танцев как практика
Единоборств была распространена от Китая до Окинавы, вот почему некоторые ката
могли иметь происхождение на Окинаве, или также в Японии, включая большинство
из тех, которые сохранялись и поддерживали интерес к истории Боевых Искусств.
Как ката развились из народных танцев? Это была
гениальная, революционная, идея неизвестных мастеров в Боевых Искусствах,
которые первыми придумали, что танцы подходят для их намерений обучать воинов.
Рождение идеи объединить определенные приёмы Единоборств "старых"
школ борьбы в небольшие серии, становится более и более стилизованной спустя
века. Окончательный результат - ката стали фундаментальной техникой, похожей на
народные танцы, которые в свою очередь, стали боевой практикой адаптировавшей
народные танцы. Они просто стали следующим логическим шагом в развитии, далеко
не спокойного, средневекового Общества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Основное преимущество такой методики заключалось в
том, что боевые приемы изучались не вербально, без их объяснения, программируя
тело многократными повторениями поз и движений, что позволяло применять приемы
спонтанно. И это могло иметь распространение среди большого количества людей по
всей стране. Исполнение ката мужчинами делало воинами все мужское население
страны, моментально превращавшееся в армию во время иностранной агрессии. Не
даром существует легенда, согласно которой ката Кусянку (Канку-Дай) было
передано на Окинаву китайским посланником Гун-сян Гуном. Непосвященному они
были непонятны, те же, кто владел ими, обладали большими преимуществами.
Поэтому данное искусство считалось тайным.
Изначально ката практиковались, использовались, и
ими обменивались между соседями и друзьями. Большинство людей были ограничены
их местожительством и не имели возможности учить ката в других городах. Ката
развивались отдельно, несколькими различными направлениями в разных местностях
Окинавы. И каратэ развивалось на Окинаве различными методами исполнения и
развития в разных городах острова. Соответственно стили и практики стали
известны по названиям городов и местностей, вокруг которых они развивались.
Сегодня мы знаем три популярных системы: Томари, Сюри и Наха. Это три
Окинавских города были достаточно закрыты в те времена, когда основатель
Шотокан, Г. Фунакоши, родился и жил на Окинаве большую часть своей жизни.
Существовали и другие города, которые также имели свои собственные, вероятно
уже утраченные или слившиеся с основными, стили каратэ. Окинава это огромный
остров, но оказалось достаточным всего нескольких городов, для того, чтобы
окинавское Сюри-тэ, Томари-тэ и Наха-тэ были сохранены. Возможно поэтому,
другие стили каратэ были забыты или остаются в неизвестности.
Все ката Шотокан каратэ были взяты из Сюри-тэ и
Томари-тэ. Сюри небольшой город недалеко от Наха - столицы Окинавы, которая
расположена на Зпападе острова. Томари маленький город между этими двумя
центрами развития каратэ. Когда изучаешь историю каратэ в перспективе Шотокан,
эти три города обычно имеют в виду как исток современного Шотокан. Однако там
находится множество других городов, и они также могут иметь свои системы каратэ
и ката.
Стиль Наха-тэ совсем не представлен в каноне
Шотокан. Этот стиль характерен медленными, напряженными движениями, узкими и
высокими стойками с акцентом на развитии мышечной концентрации и силы. Ката
этого стиля похожи на ката Хангецу в Шотокан. Если Фунакоши и изучал ката из
Наха-тэ, они были не долго в практике Шотокан. Любые из этих ката можно
встретить в многочисленных книгах, которые были изданы с 1922 года по 1955
годы. Шотокан ката - практикуемые сегодня полностью указывают на Окинавский
стиль Шорин-рю - комбинации Сюри-тэ и Томари-тэ, которе является популярным
каратэ на Окинаве и сегодня.
Ката составляющие базу данных Годзю-рю были
достаточно впечатляющи и практичны, содержащие много интересных приемов. Еще
более интересным является то, что некоторые движения Годзю-рю включены в
Шотокан ката.
Ограничивая себя только 26 отобранными ката, мы
навсегда препятствуем собственному истинному пониманию всего того, что каратэ
может нам предложить. Если вы обладаете достаточным талантом, вы можете
продолжать изучать кое-что из Наха-тэ - стиля ката для системы Годзю-рю. Я бы
составил больший список ката, включающий другие системы Окинавы. Расширение
вашего опыта сверх обязательных требований Шотокан каратэ может быть более
плодотворным.
Изменение рекомендаций Фунакоши для изучения ката
очевидны в каждой его работе, которую вы читаете. "Рюкю каратэ кемпо"
1922 года насчитывало множество разнообразных ката включенных для изучения его
учениками. Единственное замечание! Он показывал только несколько. Его список
насчитывал более чем 30 ката, многие из них были "преданы Земле".
"Каратэ-до Киохан" насчитывает только 15
ката записанные как необходимые для тренировки в каратэ-до. Этому может быть
дано отдельное объяснение. Возможно, Фунакоши утратил интерес в представлении
всех ката Окинавы, и вместо этого, представлял только те ката, которые были
"родными" для него - ката Сюри-тэ. Или это произошло с легкой руки
людей, которые помогали ему создавать эту, более позднюю книгу, скорее всего
они играли активную роль в ограничении комментариев ката. Требования же JKA
основаны на 26 ката канона Шотокан и большинство из них совершенствуется до
уровня 4 дана. Некоторые из них попали в "неупотребимые". Например:
Дзиин, Мэйкио, и Ванкан.
Снижается и частота применения десятка переданных
комплексов в документах канона Шотокан, они также становятся неупотребимыми.
Выбор Накаямы оставить Ванкан, Мейкио и Дзиин за рамками энциклопедии ката,
книги "Лучшее Каратэ"? Его основания? Кроме него никто не может
ответить. Хирокадзу Канадзава, типичный инструктор JKA, теперь новый лидер SKIF
внес новую усложненную версию Чинто для практики энтузиастов Шотокан. Ката
Ганкаку из стиля Шотокан, по окинавски звучит как Чинто. Версия Канадзавы -
Ганкаку-шо та же самая, что и Чинто в книге Шошина Нагамине "Сущность
Окинавского каратэ". Хидетака Нисияма создал ката Китэй, которое
предназначается к изучению для целей соревнований. Однако, это предполагаемое
ката не настоящее, оно - преобразованная базовая техника. Слово
"китэй" подразумевает "требование базы" Хотел ли Нисияма
представить и утвердить "китей - ката"? Так далеко- нет.
Как быстро мы вернемся назад к нашей современной,
стоической приверженности прошлому, и к работе по сохранению живых традиций,
каждая из которых призвана противостоять забвению. Успешные создания очевидно
догматичны, результатом практики в современных ассоциациях каратэ мы имеем
снижение видов ката. С обрывочным применением и пустым исполнительским
искусством. И однажды, случится так, что они станут маленькими, не более чем не
обоснованными танцами, утратив визуально вид ката, утратив свою способность к
реальному применению приемов, неясными и редкими, исчезающими навсегда в
Пустоте.
Эксперты ката сегодня - более закрытое Общество,
чем Гильдия каменщиков. Мы как смотрители музеев, ироничны, гуманно
приветствующие новые достижения, но в глубине души приверженные старым стилям,
бывшим всегда оригинальными (настоящими) созданиями.