Обращение с мечом
Подбор меча
·
Меч должен быть длиной от пола до хара (в
кэндо – до груди).
·
Рукоять меча (цука) должна упираться в
локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба).
·
Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза),
короткая – для удара с большой дистанции (маай).
·
Меч (бокэн, иайто, синай, катана)
должен быть отцентрован. Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия.
Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.
Как держать меч
·
правая рука перед цуба (у лезвия);
·
левая рука за конец рукояти (пятка рукояти
упирается в мягкую часть ребра ладони);
·
расстояние между правой и левой сжатой кистью –
один кулак (иначе не будет рычага);
·
правая рука направляет [и
останавливает] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь»,
вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;
·
кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не
«душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);
·
направление меча при камаэ (верхней,
средней или нижней) и уколе (цука, куби) – от хара;
·
рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме
о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;
·
блоки делать жёстко: <Ха-а!>
Осанка, перемещение, удары
Осанка
·
затылок, шея спина – на одной прямой;
·
голова поднята, но не слишком (подбородок
чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд открытый;
·
не нагибать корпус вперёд;
·
зад не оттопыривать (бывает у некоторых
новичков, особенно в сувари);
·
на лице – «поменьше замученной усталости», одним
словом – полный сисэй (выправка).
Перемещение (основа основ, второй урок)
·
параллельно полу; голова на одном уровне;
·
плечи не перекашивать;
·
осанка вертикальная и прямая (затылок, спина,
таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет); следить за
центром тяжести (хара);
·
передняя стопа смотрит на противника (в любом
случае, даже при скручиваниях); задняя перпендикулярна и ее середина на линии
передней;
·
передняя голень перпендикулярна полу.
Удары
·
Сила удара складывается из:
§ инерции
перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна);
§ момента
инерции при закрутке бедер;
§ момента
инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает
большую скорость);
§
толчка правой рукой
·
Кроме суммы сил и их взаимной согласованности
(перетекания), на эффективность удара влияет:
§ первоначальное
расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной
этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из
пустоты);
§ крепкий
и правильный хват, что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и
гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;
§ ровная
осанка в начале и конце перемещения и удара;
§ правильный
и мощный киай в момент удара.
·
удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом
(а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому делать хлестко как плетью; для этого
удар надо наносить левой рукой.
·
большинство ударов – с одновременным шагом
(полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката
и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом;
·
при ударе – ноги в плоскости удара;
передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;
·
начинать мечом, затем телом – это необходимо для
защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение
тела).
Советы учителя, чёрных поясов, старших
учеников
Каждое выражение кратко, но имеет большую важность
для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще.
Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере
важности, на мой взгляд.
Также приводятся советы чёрных поясов и других
учеников (у которых есть чему поучиться).
Воля
·
Это нужно вам, а не мне. [Восточный
принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а
уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже
будучи на необитаемом острове, будокаy не прекращает тренировки.]
·
Что это за поза уставшего бойца? Где киай,
где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как [Это
– опершемуся на меч в иай-госи. Следует осознать (лучше самостоятельно –
это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на
собственный дух. Ни рукой о колено (особенно в иай-госи, где ладонь
чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку,
ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни
– например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель
ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не
желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй) – очень, очень
важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все
движения начнут получаться. Выправка придает движениям не только чёткость и
экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо видно на таком элементарном
движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов
смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]
·
Ленивые умирают. [Тут все понятно и
«пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов
человека. Хотя и «двигатель прогресса» J.]
·
Человек в гору поднимается мелкими шагами, а
скатывается стремительно. [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные
самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается
упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою
думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении
первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то
новое.]
·
Враг должен трепетать. [Движения должны
быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд
убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J. Достаточно время от времени убивать
что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]
Стратегия
·
Не дадим противнику ни малейшего шанса! [Это
кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить
какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть
непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень
трудно идти против привычек.]
·
Меч самурай жалеет – он ему достается от
деда. И он должен его передать своему внуку. [Т.е.,
надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких
блоков, есть только удары ! [Получается, возможны
лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]
·
Все лишнее обрубается. [Отсюда вытекает
весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и
оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком
сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме
того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине –
самурай в доспехах и шлеме.]
·
Вы с противником должны быть как «на
верёвочке». [Не убегайте далеко от удара – вы же
биться пришли.]
Сознание
·
Бой сводится к одному: пустоту противника
заполнить своей полнотой. [В кэндо – это отыгрывание центра противника.
Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр –
убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки
– брешь в обороне]
·
Дзансин, киай. Киай, дзансин.
[Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить
обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом,
выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что
противник может оказаться «недорезанным»).]
·
Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип
умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее
противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности.
Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен
испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не
от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие –
победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к
противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати,
Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен
издаваться горлом, а не животом.]
Динамика
·
Если сломить у противника центр инерции
(хара), то он побеждён. [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это.
Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и
своём центре – слушайте оч-оч внимательно.]
·
Представьте что Вы напились пива и у Вас
тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия
при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести,
сосредоточения на тандэне.
·
Меч, тело. Тело, меч. [Начинать движение
вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]
·
Голову не так легко срубить, как кажется.
[Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в
конце концов…]
Для чего и как практиковать ката
Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В.
Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов
– ката.
Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо:
Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:
«Ката – это формальная техника, включающая
последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого
противника (ов). [Боевой танец.]
Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не понимают
сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя соревнований по
ката ценится выше чем по кумитэ. Японцы говорят: «Мы изучаем ката, чтобы
иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы лучше понимать
ката».
Ката есть квинтэссенция боевых искусств. В
них собраны вся мудрость, секреты и тайные знания. Без мастера раскрыть
информацию, заложенную в ката, почти невозможно. Любая даже простенькая ката
состоит из нескольких уровней освоения (до 5).
Это стройная, продуманная и сбалансированная система.
Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с
происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.
Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный
темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие
понимания. Паузы должны быть «мертвыми» - ни корпус, ни оружие не должны
колебаться. А вот техника передвижений, блоков и ударов – должна быть резкой и
быстрой.
Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката – три года!»
Наш учитель говорит, что основная задача
практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится
чувствовать дистанцию [и, как следствие – правильные
повороты]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно
научиться передвигаться – правильно и в нужное место.
Кроме того, во время ката отрабатывается
множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение
цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела,
расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором,
равновесие и осанка, наконец, дыхание.
Во время ката я
рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале –
со всеми):
·
Концентрация на цели
·
Концентрация на центре противоборства
·
Концентрация на своём тандэне, на плавности и
расслабленности движений
|