Все
боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков.
Они зародились еще в средневековье. Hо существует нечто, что можно назвать
связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено
технически и духовно называется КАТА. Ката, в переводе с японского
"форма" или "образ", - представляют собой технические
комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в первозданном виде почти не
осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые
воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера
различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных
комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные
принципы боевых искусств. И каждый стиль в каратэ имеет свои ката, которые
отражают его особенности. Ката - это, в какой-то степени, история боевого
искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше
ката называли "бесконечные сокровища", так как рассматривали как
настоящие ключи для познаний. Можно представить каратэ-до как начальный путь. И
тогда получается, что ката - это самое главное, из всего того, что есть в
каратэ, так как ката по своей сути - не только набор разнообразных движений, но
также и генератор определенного состояния. Каратэ-до просто невозможно
представить себе без существования ката. Ката - это широчайшее поле
деятельности для любого человека, независимо от его физического состояния и
возраста, которое он может перепахивать всю свою жизнь. Основатель сито-рю
Кэнва Мабуни писал: "Самое важное в каратэ - это ката. В них собраны
воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл
каждого движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно
практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не
приведет к истинному прогрессу в каратэ". Рассмотрим теперь, что же
такое ката? В первую очередь ката - это воображаемый бой с тенью. Начинается
ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию
"йой" (позиция готовности). Затем он начинает исполнять
последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их
комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои
действия "киай". Затем этот воображаемый бой останавливается, и
каратист возвращается в позицию "йой".
Каждая ката, как правило, начинается с защитного
действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на
агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных
принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного,
расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий
ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения
должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают
передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же
месте, что и начиналась. В каратэ существует большое количество различных ката,
но только около сорока из них действительно оригинальны, другие являются только
вариантами стилей. Хэйан, тэкки, канку, бассай, ганкаку, эмпи, хангэцу, дзион -
все это виды различных ката. Технически ката отражают характеристики стилей, к
которым они относятся: существуют ката быстрые, молниеносные, или медленные,
основывающиеся на внутренней энергии. Некоторые ката являются смесью многих
стилей; В основном, все ката произошли из старинных школ серин и серэй
окинава-тэ. Отдельные древние ката происходят с XVII века, когда они были
китайскими формами кунг-фу и назывались ТАО. Позже ката были завезены на
Окинаву китайскими торговцами и военными. Отличительные особенности ката
различных школ содержат последовательности разнообразных движений стиля, к
которому они относятся. Существуют ката для начинающих, где все движения
предельно простые и ясные, для подготовленных каратистов, когда уже необходимо
выполнять более сложные технические элементы и их соединения (т.е. уже нужно
совершенствовать свою технику), и, наконец, высшие ката, к которым подходят
только после долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким
внутренним содержанием. Это наиболее интересный уровень, здесь каждый шаг имеет
свой собственный неповторимый смысл. И для осознанного исполнения таких ката
необходимы долгие годы упорных тренировок. Сейчас, в наши дни, все существующие
ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката
древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были
ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое
неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от
учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное
исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь
никакого эффекта.
Одна-две ката - вот единственное, что нужно
человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут
"твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения
познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области
формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни
выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите
правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то
независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.