Ката
развивает много качеств, которые не могут развить свободное кумите или базовая
техника, а именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без
партнёра; наработку новых приёмов и их комбинаций. Ката также предоставляет
возможность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе
базовой подготовки, или приёмы, никогда не встречающиеся в практике тренировок,
но открывающие новые возможности в исполнительской практике. Иногда ката служит
источником информации и тренировкой приёмов, опасных для отработки их с
партнёром из-за высокой степени вероятности травмирования.
Каждая ката обладает определённой информацией, которая
специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой степени все
ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже
технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также
имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве
основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката
существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и
Текки.
Основная группа ката в стиле Шотокан - это Канку
Дай (главная) Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При
включении в эту группу все 5 ката Хейан, которые располагаются между Канку Дай
и другими ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся
взаимосвязанными в единую общую систему информации стиля Шотокан.
Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы
Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, интересные и уникальные сами по
себе, '' выпадают '' из системы ката Шотокан. А такие ката , как Унсу, Сочин,
Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим
единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами
прошлого и остались благодоря своей технической ценности и практическим
действиям.
Ката Унсу, в принципе, имеет мало общего с системой
ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы.
Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки - может быть связана с ката Джион.
Ката Сочин может быть непосредственно связана с
Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.
Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с
Джион.
Другие стили карате также имеют основные катк,
например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику
этого стиля.
Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле,
она является центром, общим показателем методологии и исполнительской техники и
определяет направление в целом.
Некоторые ката постепенно выпадают из
исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов.
Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной
целью изучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются
изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по
этой причине наиболее "представительные" по динамичности и эстетике
движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым
"не повезло", постепенно отошли и отходят в небытие.
Например, Унсу и сочин регулярно исполняются в наше
время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного
ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.
Другие ката, не очень ритмичные и удобные в
исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и
не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и
всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль
упомянуты в книге М. Накаямы "Best Karate", но присутствуют в
двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.
Ката Мейкйо - ещё один пример отсутствия
популярности среди исполнителей стиля Шотокан.
Ещё одной причиной снижения популярности у
исполнителей определённых ката стало увеличение роли свободного кумитэ в
практике карате во всём мире. В связи с этим возросла тенденция изучения ката
на основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к
реальным боевым условиям.
Поскольку ката, наравне с кихоном, являются
основным методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в
экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне
подсознания, то многократное повторение - единственный способ доведения боевого
арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо
привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из
других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше
количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.
Ката содержит в себе нобо определённых технических
действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых -
поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два
названия - "Бункай" и "Ойо".
Бункай означает "анализ","подробное
рассмотрение элементов ката". Термин Бункай правильнее использовать в
значении "разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать
каждый элемент отдельно".
Ойо означает "практическое назначение,
применение элементов ката". Термин Ойо правильнее использовать в значении
практического применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.
Первоначальные назначение каждого вида техники ката
забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена
создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их
технические приёмы.